"Сегодня много говорят об экологизации образования. Это очень важный элемент экологического воспитания. Экологическое мышление, представления об окружающей среде и месте в ней человека должны присутствовать во всех проявлениях его активности. Весьма эффективным средством реализации этого принципа и является экологизация образования. Она состоит в том, что практически все преподаваемые дисциплины школьного курса должны содержать экологический материал. Не только биология, химия, география, но и математика, литература. Все они могут стать средством получения экологических представлений и экологических знаний", – это высказывание академика Никиты Николаевича Моисеева, который указал на роль экологического образования как основы нравственности и опоры для решения практических вопросов жизни. Я полностью согласна с этим высказыванием и использую это в своей педагогической практике на уроках технологии и во внеурочной деятельности.
При составлении тематического планирования экологической составляющей уделяется особое внимание.
Изучая раздел "Материаловедение" мы рассматриваем, что является сырьем для производства текстильных волокон. Исследуя свойства тканей лабораторно - практическим путем оцениваем пользу и вред, наносимые человеку и природе при производстве и утилизации материалов.
В разделе "Кулинария" рассматриваем, что означает маркировка на этикетках, что такое экологически чистые продукты, беседуем о факторах, влияющих на качество продуктов и о вреде вкусовых добавок на здоровье человека, как сохранить питательную ценность продуктов при хранении, разморозке, обработке. В процессе приготовления пищи обращаем внимание на временные рамки и режим термической обработки продуктов, потому что это сказывается на сохранении полезных веществ и витаминов. Разбираем, почему нельзя собирать вдоль автотрасс дикоросы и лекарственные растения, каким образом в почву, а затем и в растения попадают вредные химические элементы.
В разделе «Электротехника», рассматриваем действие электроприборов используемых в быту на здоровье человека.
В мае 2014 года в городе Северске стартовал муниципальный экологический конкурс «Свет – без опасности!», целью которого является привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды, утилизации энергосберегающих ламп обучающихся и жителей ЗАТО Северск.
Участие в конкурсах и акциях экологической направленности способствует не только раскрытию творческих способностей и формированию экологического сознания, но и становлению активной жизненной позиции.
В рамках конкурса, инициативной группой обучающихся и учителей была проделана большая, кропотливая работа: проведён социологический опрос различных слоёв населения о преимуществах энергосберегающих ламп, возможной опасности ламп для здоровья человека и окружающей среды, особенностях их использования и утилизации. Ребята расклеивали агитационные плакаты и листовки, изготовленные своими руками.
Акция «Отработанную лампу на утилизацию!» стала самым ярким фрагментом участия в конкурсе: по школе и городу «ходили три огромные энергосберегающие лампочки» (костюмы были изготовлены ученицами нашей школы). «Лампочки» проводили просветительскую работу с горожанами: объясняли, куда сдавать отработанные лампы, раздавали информационные листовки.
Одним из ведущих направлений в нашей школе, как в урочной, так и во внеурочной работе является проектная деятельность. Каждый проект имеет свою экологическую направленность. Вот несколько примеров учебных проектов.
Творческая работа "Мой дом". В ходе его выполнения девочки получают сведения об эстетике и экологии жилища, знакомятся с требованиями, предъявляемыми к обустройству дома, изучают влияние декоративных комнатных растений на микроклимат помещения, а также использованием в быту ПАВ и современных отделочных материалов, которые выделяют вредные вещества и являются основными источниками загрязнения помещения.
При реализации проекта "Русский народный костюм", разработанного для школьной хореографической студии "Гармония", происходит интеграция таких предметов как: история, география, ИЗО, этнография, технология. В плане экологии акцент делается на использование натуральных тканей, из которых изготовлены костюмы, что в свою очередь ведет к соблюдению гигиенических норм.
В школе ежегодно проводится эколого-краеведческая экспедиция в различные регионы страны. Темы работ выбираются в зависимости от района путешествия. Они обязательно включают сбор краеведческого материала, знакомство с историческим прошлым местности, описания экологических проблем, сбор и оформление гербариев, метеорологические наблюдения, фото и видеосъемка.
В результате работы собранный материал ребята представляют на отчетной научно-практической конференции.
В настоящее время создаётся методическое пособие «Мир глазами детей», куда будут включены проектные работы детей "Быт и культура народов Хакасии", "Сказки и легенды Алтая", которое можно использовать на уроках "Литературное наследие Сибири". Видео и фотоматериал рассказывает о культуре народов, истории национальных костюмов, убранство жилища.
В рамках экспедиции, при посещении музея села "Шушенское", школьники познакомились с народными ремеслами: ткачество, резьба по дереву и другими. Ребятам представилась возможность поработать на старинном токарном станке и гончарном круге. Они изготовили скалку и кувшинчик. Это послужило мотивацией для выполнения проекта "Ожившая глина", в результате его выполнения ребята изучили свойства глины, историю гончарного ремесла.
В апреле 2010 г. наша школа стала активным участником проекта "Вместе создадим задел для больших и важных дел" Гранта Госкорпорации "Росатом". В рамках этого проекта 19 мая на территории нашей школы был заложен Парк 65-летия атомной отрасли. В посадке парка приняли участие представители Думы Северска, Администрации города, СХК, депутаты «Единой России», почетные жители города, ветераны атомной отрасли, учащиеся. На пришкольной территории было высажено 30 кедров и 10 пихт.
Спросите: "А причем здесь уроки технологии?" При выполнении данного проекта реализуется один из современных принципов образования - межпредметность. На занятиях ребята узнали о хвойных породах деревьев, их роли в биологическом разнообразии, значении в жизни человека и природы. Им очень захотелось сохранить ценные саженцы, поэтому к акции готовились заранее. Из укрывного материала сшили чехлы, что помогло сохранить все посаженные молодые деревья. В данной статье мы рассмотрели лишь несколько аспектов экологического воспитания, которые реализуются на уроках технологии и во внеурочное время, что способствует успешной социализации учащихся в современном обществе.
Литература:
• http://www.den-za-dnem.ru Моисеев Н.Н. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
|